ДОБРОЕ УТРО, ДЕНЬ ИЛИ ВЕЧЕР!!! ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ, КТО ЗАШЕЛ КО МНЕ В ГОСТИ!

среда, 27 февраля 2013 г.

Лютфи Алескерзаде-90 лет



Лютфи Алескерзаде-90 лет
.


Всемирно известному азербайджанскому ученому, основателю теории нечетких множеств, профессору калифорнийского университета Беркли Лютфи Заде 4 февраля испольнилось 90 лет. По этому случаю сотрудники ANS TV связались с ученым и поздравили его с днем рождения. Вот что сказал  Лютфи Заде:

"Я бы хотел, отметить свой день рождения в Баку. Жаль, что я не смог приехать в Баку. Я передаю мои теплые приветствия азербайджанскому народу. Выражаю им благодарность за то, что не забывают меня. Всегда приглашают меня в Азербайджан, стараются создать для меня все условия в Баку. Я всегда ценю это". 



У него было острое желание поиграть с самим собой: запечатать в конверт все свои предсказания и через 30 лет удостовериться в их правильности. Слава богу, это искушение удалось перебороть, и в 1965 году он опубликовал статью, с которой началось развитие так называемой теории нечетких множеств - "Fuzzy Logic". Спустя годы, комментируя значение этой статьи, он признается: я не ожидал, что это станет общемировым феноменом...

...Вы можете за всю свою жизнь ничего не услышать ни о Лютфи-заде, ни о теории нечетких множеств, но если в вашем доме есть хотя бы один из современных приборов, то этот ученый и его идеи постоянно и незримо присутствуют рядом с вами.

Если вы купили кондиционер фирмы "Хитачи" или "Шарп", знайте, что именно благодаря этой теории обеспечиваются уровни колебаний температуры. Если эти же фирмы продали вам микроволновую печь, то именно применение нечетких множеств обеспечивает вам правильную стратегию приготовления пищи. Сталкиваетесь ли вы с копировальной машиной "Канон", сушилкой или посудомоечной машиной "Мацусита", стиральными машинами "Даеву" или "Самсунг", с телевизорами или компьютерами "Сони" - всей этой технике в определенной степени дала жизнь теория нечетких множеств Лютфи-заде.

Всегда интересно знать особенности личности, внесшей не просто крупный вклад в развитие науки, а коренным образом преобразовавшей традиционные представления. В связи с Лютфи-заде это интересно вдвойне из-за чрезвычайно необычной биографии.

Лютфи-заде, или, как он чаще подписывается, Л. Заде, родился в Баку в 1921 году.
Отец его, азербайджанец, был журналистом, мать, русская, - физиком. Уже в школе познакомился со своей будущей женой Фаней Занд (в замужестве Фэй Заде, род. 1920) из семьи двинских евреев, бежавших из Германии в Тегеран после прихода к власти нацистов.[4] Много лет спустя Фэй Заде стала автором наиболее полной биографии своего мужа — «Моя жизнь и путешествия с отцом нечёткой логики» (My Life and Travels with the Father of Fuzzy Logic, 1998).До 12 лет он имел практику общения на четырех языках - азербайджанском, русском, английском и персидском - и пользовался тремя различными алфавитами: кириллицей, латинским, арабским. Когда ученого спрашивают, что общего между теорией нечетких множеств и лингвистикой, он не отрицает этой связи, но уточняет: "Я не уверен, что изучение этих языков оказало большое влияние на мое мышление. Если это и имело место, то разве что подсознательно".

"...После того как мы покинули Азербайджан, - рассказывает он, - еще в раннем моем детстве, я посещал Альборз Колледж, пресвитерианскую миссионерскую школу в Тегеране. Каждое утро мы должны были идти в церковь, что решительно отличалось от опыта, который я имел в атеистической советской школе. Благодаря этому я научился быть терпимым ко множеству различных точек зрения - советскому атеизму, протестантизму, мусульманскому фундаментализму... В то же время я допускаю, что приобретал нечто от раннего воздействия всех этих культур".

Во время второй мировой войны Заде направляется в США и получает ученую степень в Массачусетском технологическом институте в 1946 году и степень доктора в Колумбии в 1949-м. Здесь он начинает изучать системную теорию. А с 1959 года преподает в Беркли.

"Вопрос не в том, являюсь ли я американцем, русским, азербайджанцем или кем-то еще, - сказал он в одной из бесед, - я сформирован всеми этими культурами и народами и чувствую себя достаточно комфортабельно среди каждого из них". В этих словах есть нечто родственное тому, что характеризует теорию нечетких множеств, они подтверждают, что и в жизни ученый избегает резких категорий.

И тем не менее, хотя бы в беседах с журналистами, ученый пытается найти ответ на вопрос, какое влияние оказали на него Россия и Азербайджан: "От русских я приобрел великое уважение к книгам - обширным основам знания. В детстве я много читал - Достоевского, Чехова, Толстого". А азербайджанская кровь, по его мнению, дала ему упорство и стойкость: "Не бояться никаких запутанностей и противоречий в споре, и вообще не бояться спора. Это очень много значит в тюркских традициях. Это также часть моего характера: я могу быть очень упрямым и неподатливым. И это, возможно, также повлияло на развитие теории нечетких множеств".

Дочь Лотфи А. Заде — Стелла Заде (27 июля 1947, Нью-Йорк — 7 июня 2006, Санта Барбара, Калифорния) — журналистка (её муж, Дэвид Л. Герш — адвокат и известный писатель). Сын — Норман Заде, также известный как Норм Зада (Norm Zada) — математик в области информатики, профессиональный игрок в покер, издатель эротического журнала для мужчин Perfect 10;[5] автор пособия по игре в покер (Winning Poker Systems, 1974).[6]

Заде не берется предсказывать, каким может быть дальнейшее применение его теории: подобно тому, как выросшие дети покидают отчий дом, его детище - теория нечетких множеств - развивается согласно тем непредсказуемым законам науки, которые делают завтра возможным то, что казалось немыслимым вчера.


Основной научный вклад Лютфи А. Заде

1949 - Разработка частотного анализа сетей, зависящих от времени

1950 - Расширенная Винеровская теория предсказания с Рагаззини (J.R. Ragazzini)

1952 - Разработка подхода на основе z-преобразований совместно с Рагаззини

1953 – Разработка теории нелинейных фильтров

1956 – Формулировка проблемы идентификации систем

1963 – Основание подхода на основе пространства состояний к анализу линейных систем с Дезоером (C.A. Desoer)

1965 – Основание теории нечетких множеств

1970 – Разработка теории принятия решений в нечетких условиях с Беллманом (R.E. Bellman)

1973 – Введение понятия лингвистической переменной и нечетких “Если …, то…” правил

1978 – Разработка теории возможностей и языка представления смысла PRUF

1979 – Разработка теории приближенных рассуждений

1985 – Разработка теории обычности и рассуждений на основе “здравого смысла”

1986 – Разработка семантики на основе тестов

1988 – Разработка диспозиционной логики

1991 – Основание исчисления нечетких правил, нечетких графов и нечетких вероятностей; разработка мягких вычислений

1996 – Разработка метода вычисления словами

1997 – Разработка теории гранулирования нечеткой информации.


4 комментария:

  1. Один из крутейших учёных Азербайджана! Репект таким

    ОтветитьУдалить
  2. сool!!! молодец я тоже хотела бы быть ну не такой умной как он ну совсем чуть-чуть.......

    ОтветитьУдалить
  3. Когда слышу о таких людях, как Лютфи Алескерзаде, начинаю гордиться, что я - азербайджанка :) Дай Бог, чтоб в Азербайджане рождалось побольше таких гениев)

    ОтветитьУдалить